Первое, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у отечественных изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан знак качества – ГОСТ, вторые вольны указывать маркировку на свое усмотрение.
Расшифровка подшипников отечественного производства
Условные обозначения подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца – электрохимическим травлением. В ряде случаев обозначения не наносятся вовсе, например, для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке. Маркировка может отличаться в зависимости от вида подшипника.
Условное обозначение подшипника качения
Основное условное обозначение подшипника по ГОСТ состоит обычно из 7 цифр. Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем.
Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более, (исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более) – 7654321:
- 7 XXXXXX - Серия ширин;
- X 65 XXXX - Конструктивная разновидность;
- XXX 4 XXX - Тип подшипника;
- XXXX 3 XX - Серия диаметров;
- XXXXX 21 - Внутренний диаметр подшипника.
Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм, (исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм) – 7654321:
- 7 XXXXXX - Серия ширин;
- X 65 XXXX - Конструктивная разновидность;
- XXX 4 XXX - Тип подшипника;
- XXXX 3 XX - Цифра 0;
- XXXXX 2 X - Серия диаметров;
- XXXXXX 1 - Внутренний диаметр подшипника.
Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения. При этом справа они записываются с прописной буквы, а слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.
Условные обозначения слева от основного номера подшипника.
Дополнительный знак | Характеристика |
1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. |
0, 6, 5, 4, 2, Т | Классы точности для шариковых и роликовых подшипников. Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой 0 класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника. |
А | Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. |
2А, 3А, 4А и т.д. | Категория подшипников с одним из дополнительных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. |
В | Категория подшипников с классом точности ниже 5. |
2В, 3В, 4В и т.д. | То же, что и 2А, 3А и т.д., но для класса В. |
М1, М2 | Повышенные требования к моменту трения. |
Н | Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. |
У | Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. |
3К, 3КК, 5КК | 3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). |
НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР | Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. |
РИК | Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. |
Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников.
Дополнительный знак | Характеристика |
А | Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). |
АК | Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец. |
АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2 | Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК). Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения. |
Б Г Д Е1, Е2, Е3 КМ Л, Л1, Л2 |
Обозначение материала сепаратора
|
К, К1, К2 | Конструктивные изменения деталей подшипника. Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников. Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников. |
М | Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников. |
Р, Р1, Р2 | Детали подшипника сделаны из высоко устойчивой к тепловому воздействию стали. |
С1, С2 … С27 | Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201 обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17. |
Т, Т1, Т2 … | Требования к температуре отпуска колец подшипника. |
У, У1, У2… | Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. |
Ш2, Ш3 | Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. |
Ю, Ю1, Ю2 | Детали подшипника из нержавеющей стали. |
Э | Детали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками. |
W | Детали подшипника производятся из вакуумированной стали. |
Обозначения игольчатых подшипников
Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d - внутренний диаметр, D - наружный диаметр и B - ширину подшипника в мм в порядке перечисления. Буква, стоящая в конце, обозначает материал сепаратора, а перед произведением чисел - конструктивную разновидность подшипника.
Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 2, 3 и 5. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.
Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева обозначают диаметр ролика (2,0 мм), последние - ширину подшипника (10 мм).
Обозначения шарнирных подшипников
Обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии, типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм. Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:
- Ш - шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
- ШМ - шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
- ШС - шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;
- ШСЛ - модификация ШС с разъемом наружного кольца в продольном направлении;
- ШСП - модификация ШС с прорезью на наружном кольце;
- ШСР - модификация ШС с разъемом наружного кольца в поперечном направлении.
Цифра, стоящая впереди обозначения типа подшипника (2ШС..., 3ШС...) обозначает серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.. Буква "К", стоящая в конце обозначения обозначает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах.
Маркировка подшипников зарубежного производства
При расшифровке подшипников зарубежного производства можно столкнуться с трудностями. В отличие от отечественной системы, международный стандарт не имеет определенной и четкой схемы. При производстве компании-изготовители пользуются обозначениями, которые выбирают сами. И в первую очередь речь идет именно о дополнительных обозначениях, в которых не указываются габариты устройства или его тип.
Дополнительные символы маркировки, как в случае с отечественной системой, могут быть установлены до основного обозначения или после него. Основное обозначение состоит из 3-5 символов или цифр и букв:
- Первый знак (это может быть как цифра, так и буква или несколько букв) – расшифровывается как обозначение типа устройств.
- Затем идут еще две цифры, которые расшифровывают тип размера детали – первая цифра обозначает высоту либо ширину, а вторая расшифровывает диаметр устройства.
- После идут еще две цифры, благодаря которым можно расшифровать габарит устройства. Если эту цифру умножить на 5, то в итоге вы получите замер диаметра отверстия, измеряемый в миллиметрах.
Расшифровка на примере подшипника от SKF. Устройство с номером N315-EM/C3:
- N – это тип детали (согласно стандарту SKF, он расшифровывается как роликовый радиальный);
- цифры 315 означают размеры устройства, эти символы относятся к основному обозначению;
- ЕМ – расшифровывает материал, из которого изготовлен сепаратор, в данном случае это латунь;
- С3 – расшифровка радиального зазора.
Подшипниковые детали зарубежного производства, речь идет не только о европейских, но и японских, а также китайских, маркируются по такому принципу. Как показывает практика, часто покупатели допускают ошибки, покупая тот или иной тип устройства с определенным обозначением, надеясь получить превосходные технические характеристики и высокий ресурс эксплуатации. В итоге потребители сталкиваются с проблемами, поскольку, не учитывая международную маркировку, люди приобретают низкокачественные детали.